Команда «КАМАЗ-мастер» 19-кратный победитель ралли «Дакар», 10-кратный победитель ралли «Шелковый Путь». Расскажите в чем секрет ваших побед, есть ли какая-то формула успеха?

Сектрет успеха – это командный дух, который воспитывается непосредственно в коллективе. Каждый сплоченно работает и выступает на соревнованиях не как отдельная личность, а с учетом того, где и на каких позициях находятся его сокомандники. Ежедневно анализируя ситуацию, мы продумываем тактику: кто какие результаты показал на этапе, каким номером будет стартовать на следующий день. Также мы учитываем результаты в общей квалификации: нужна ли помощь другим экипажам команды, или они справятся сами. Если возникают какие-то технические проблемы на СУ, то КАМАЗ мимо никогда не проедет, остановится, поможет если есть необходимость.

Как стать частью команды «КАМАЗ-мастер»? Какие вступительные испытания проходят претенденты?

Как у нас говорят, двери для новых членов команды всегда открыты. Любой желающий может прийти и испытать свои силы. Есть разные должности, разные специальности. Механики, штурманы, инженеры, слесари и т.д. Нам всегда нужны хорошие специалисты.

Как проходит подготовка пилотов перед гонками?

В течение всего года мы подготавливаем не только свои автомобили, но и свой организм к участию в соревнованиях. И естественно, без спортзала это сделать невозможно. У нас есть специальный план по физической подготовке, который составляет тренер. Он ведёт нас уже много лет и знает слабые и сильные места каждого.

Плюс мы занимаемся с Инновационным центром Олимпийского комитета. Эта программа проходит 3 раза в год курсом по 3 недели, она более углублённая. Это дает нам определенные физические преимущества.

Несмотря на мощность и надёжность КАМАЗа, от нас требуется отличная физподготовка, чтобы справиться со всеми нагрузками на бездорожье. Очень важно финишировать с тем же темпом и скоростью, с которыми ты стартовал в начале. А гонка может длиться 3-6 часов. Поэтому выносливость имеет огромное значение.

Как проходит день пилотов накануне соревнований?

Наши гонки многодневные. Накануне гоночного этапа мы стараемся уделить внимание каким-то нюансам, мелочам, которые могут дать нам преимущество во время соревнования. Общаемся между собой, стараемся ничего не упустить. Бывает, любая мелочь, какая-то недоработка, невнимательность, забывчивость могут привести не к тому результату, которого от нас ждут. Расслабляться накануне нельзя – даже до старта ты уже «в гонке».

Есть ли какие-то традиции, которые соблюдают пилоты перед стартом?

Традиция только одна – это хорошо подготовить автомобиль и себя. Должна быть очень большая концентрация, внимательность, никаких отвлечений на посторонние вещи. Стараемся целиком окунуться в гонку и провести ее на одном дыхании.

Какие современные технические средства используют пилоты КАМАЗ-мастер во время тренировок? Например, для тренировки космонавтов используют различные симуляторы.

Как я уже говорил, мы занимаемся с Инновационным центром Олимпийского комитета. Одним из методов физической подготовки являются тренировки в условиях гипоксии. Существуют специальные аппараты, которые вырабатывают воздух с недостатком кислорода. Аппарат имитирует условия высокогорья (до 3 тысяч метров над уровнем моря), где мы можем находиться во время гонки. Когда дышишь таким воздухом, очень трудно не только делать упражнения, но и быстро думать. После такого курса в обычных условиях организм становится намного выносливее, лучше справляется с экстремальными ситуациями.

Какие проверки и испытания проходит машина перед гонкой?

Современный гоночный автомобиль настолько доведен до совершенства, что придумать что-то абсолютно новое, что придаст тебе ощутимое преимущество, невозможно. Приходится собирать все по крупинкам. Тут чуть-чуть улучшил, там чуть-чуть.

Бывает, что движешься неправильным путем. Чтобы понять это, надо испытать автомобиль, проехать на нем в темпе, с максимальной нагрузкой. У нас есть небольшой полигон, на нем мы обязательно тестируем автомобиль перед любой гонкой. Надо выехать, намотать определенное количество километров, пройти определенные дорожные испытания, провести замеры. И только после этого наши инженеры принимают решение, готов ли автомобиль к участию в соревнованиях. 

Извините за посредственный вопрос, но все же, чем отличается гоночный КАМАЗ от обычного, привычного нам?

Безусловно, существуют различия серийного и спортивного КАМАЗа. Перед ними стоят разные задачи, и ресурс у них разный. Если для серийного автомобиля главное, чтобы он ездил долго и без поломок, то у спортивный должен быть мощным, быстро разгоняющимся, быстро останавливающимся, маневренным и т.д. Чтобы этого достигнуть, мы проводим огромное количество усовершенствований. Спорткар собирается вручную, в отличие от сошедшего с конвейера серийного. Каждая деталь в нашем грузовике проходит экстремальные испытания и контроль. Это практика всего мирового автоспорта. Ни один серийный автомобиль не выезжает прямо с конвейера в гонку, он дорабатывается. Этот процесс требует больших затрат и ресурсов. Но все находятся в одинаковых условиях, и кто справляется с этой задачей лучше, тот и выигрывает.

Сколько стоит и весит гоночный КАМАЗ?

Для нас это бесценная техника. А по поводу веса, он весит порядка 9-9.5 тонн. По техрегламенту ралли-рейдов грузовик не может весить меньше 8.5 тонн. Это та цифра, к которой мы стремимся.

Как часто команда меняет машину? Автомобиль — это та вещь, которую можно совершенствовать постоянно.

Конечно, наш парк спортивных автомобилей периодически обновляется. За всю историю команды «КАМАЗ-мастер» было построено порядка 60 спортивных автомобилей. Чтобы построить новый автомобиль, надо не просто скопировать предыдущий, а кардинально его улучшить. Каждый раз он должен быть совершеннее.

Расскажите про планы команды КАМАЗ-мастер на 2023 год.

Непростое время сейчас, но мы всегда готовы к решению любых задач. В ближайшее время нас ждут несколько этапов Чемпионата России, летом – ралли «Шелковый путь», множество PR-мероприятий, в которых мы с удовольствием участвуем.

Что вы посоветуете начинающим пилотам?

Всегда двигаться к поставленным целям. Если у человека есть мечта, то её воплощение зависит только от него самого. Дерзайте, стремитесь, ставьте перед собой самые немыслимые задачи. Я уверен, что по-настоящему целеустремленные люди смогут всего достичь.