Фото первого советского автопробега. Источник: https://www.rusbibliophile.ru/

В нашей стране сложно найти человека, кто не читал роман Евгения Ильфа и Ильи Петрова «Золотой Теленок». Сюжет книги начинается с автопробега, в котором приняли участие авантюристы. Самое интересное, что похожее мероприятие происходило на самом деле сто лет назад.

В 1923 году власти СССР решили подняться на борьбу с плохими дорогами, организовав «Всероссийский испытательный автопробег». Учитывая, что автомобильная промышленность Российской империи была разрушена, а советская еще не создана, в автопробеге по маршруту Москва-Петроград-Москва приняли участие в основном автомобили дореволюционного производства. Их техническое состояние оставляло желать лучшего, а журналисты шутили, что машины под стать тем жутким дорогам, ради восстановления которых было организовано само мероприятие.

Из российских марок в автопробеге участвовали автомобили «Руссо-Балта» и менее известные марки: «Пирсарроу», «Гайнеслоком», «Стевер» и «Локомобиль». Были представлены и новые образцы отечественной автотехники. Специально для мероприятия инженеры из Научного автотракторного института разработали и собрали уникальный «Намикар». В оргкомитет вошли Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев и Ф.Э. Дзержинский.

Стартовали участники автопробега с Красной площади от здания ГУМа. Более 100 машин одновременно взревели моторами и лихо понеслись по Тверской улице в сторону Петрограда. Маршрут составил 1823 версты. Все автомобили, двигаясь по бездорожью, с честью выдержали испытание на выносливость, а само мероприятие широко освещалось в советской и европейской прессе.